10 главных ошибок веб-дизайна

Вкратце: В списке по-прежнему наши старые знакомые - ошибки, которые продолжают доставлять неприятности пользователям и в 2008 году.

В результате моих исследования я выяснил, что это ошибки, которые занимают верхние 30 строчек в уже давно существующем списке рекомендаций по юзабилити. Поэтому, если вы, просматривая данную "горячую десятку", поймаете себя на мысли "Да, я это уже давно знаю", это нормально. И все же есть резон в том, чтобы напомнить самим себе об известных ошибках и поставить их исправление на первое место в списке текущих дел. Эти ошибки еще настолько распространены, что понятно, почему люди продолжают жаловаться на них.

1. Проблема с читаемостью

Ошибка в выборе шрифта вышла на первое место с подавляющим преимуществом. Она получила в два раза больше голосов, чем ошибка №2. Примерно две трети голосовавших жаловались на слишком мелкий шрифт или на фиксированный размер шрифта; примерно одна треть - на малый контраст между цветом шрифта и фоном.

2. Нестандартные ссылки

Вот пять главных правил для ссылок:
Ясно указывайте на странице, что является ссылкой: если это текст, пусть он будет цветным и подчеркнутым (не используйте подчеркивание для обычного текста)
Не скрывайте различие между посещенными и непосещенными ссылками
Объясните пользователям, что они обнаружат, перейдя по ссылке, добавьте хоть немного ключевой информации в текст самой ссылки, чтобы контент можно было легко сканировать человеку и поисковому роботу. Не используйте в ссылке текст "щелкнуть здесь" или другие подобные ничего не говорящие фразы.
Избегайте использования JavaScript-а в ссылках, а также прочих изощренных приемов, которые нарушают стандартное взаимодействие со ссылкой.
В особенности не открывайте страницы в новых окнах (за исключением PDF-файлов и проч.)

Ссылки - это первейший элемент взаимодействия в Web-е. Нарушая привычную работу ссылки, вы путаете пользователей, а это затрудняет им работу с вашим сайтом.

3. Flash

При всех благих намерениях большая часть Flash-разработок, с которыми приходится сталкиваться веб-пользователям, являются простыми поделками, которые лишь раздражают людей, не принося никакой пользы. Радует лишь, что экраны-заставки и flash-заставки практически вымерли. Они были настолько вредными, что даже самые неискушенные веб-дизайнеры не берутся делать их, хотя находятся еще заказчики (еще более неискушенные), которые желают видеть такие заставки на своих сайтах.

Flash является программной средой и ее надо использовать так, чтобы пользователи получали дополнительные функции и возможности, которые им не могут дать статические страницы. Flash не следует использовать только лишь для того, чтобы на странице что-то бегало и прыгало. Если контент вашей страницы скучен, перепишите текст, чтобы он стал лучше, наймите профессионального фотографа, чтобы тот сделал более качественные фотографии. Не заставляйте свою страницу выплясывать ча-ча-ча. Это не привлечет внимания пользователя, наоборот - он уйдет с вашей страницы; большинство людей приравнивают анимацию к бесполезному контенту.

Использование Flash-а в навигации почти всегда является ошибкой. Люди предпочитают предсказуемую навигацию и статические меню.

4. Контент, не написанный специально для Web-а

Писать для Web-а значит:
писать коротко
писать так, чтобы текст удобно было просматривать
писать точно в тему (а не заполнять пространство рекламным шумом)

Текст для Web-а должен:
отвечать на вопросы пользователей и
использовать для этого простой язык без специальных терминов (это также улучшает видимость вашего текст в поисковиках, так как пользователи ищут нужные им документы по своим словам, а не по вашим специфическим терминам)

5. Плохой поиск

Все остальные ошибки в списке достаточно просто исправить, и лишь исправление поиска требует большой работы и значительных затрат на качественное поисковое ПО. Тем не менее, затраты окупаются, так как поиск является фундаментальным компонентом работы веб-пользователя с сайтом, и с каждым годом этот компонент становится все важнее и важнее.

6. Несовместимость браузеров

Раньше практические все пользовались Internet Explorer-ом, а в поддержка других браузеров все больше оценивалась как лишние расходы, не приносящие прибыли.

Сегодня же достаточно много людей пользуется браузером Firefox (и другими не такими распространенными продуктами, как Opera и Safari), что требование поддержки разных браузеров вновь в повестке дня: не отпугивайте своих клиентов только потому, что они предпочитают работать на другой платформе.

7. Громоздкие формы

Формы слишком часто используются в Web-е и они часто оказываются слишком большими, с множеством ненужных вопросов и вариантов. По большому счету нам для веб-приложений требуется нечто большее, чем старая метафора приложения. Ну а пока пользователям приходится сталкиваться с формами, потому сделайте так, чтобы эта встреча прошла как можно безболезненно. Вот пять главных правил по этому поводу:
Удалите все лишние вопросы. Например, так уж вам нужно знать, как следует обращаться к пользователю: мистер, миссис или мисс?
Сделайте обязательными лишь те поля, которые вам точно нужны.
Поддерживайте функцию автозаполнения в браузере. Для этого выбирайте для полей в html-коде обычные имена (просто name, address и т.п.)
Устанавливайте курсор автоматически на первом поле формы. Так экономится один щелчок мышкой.
Гибко поддерживайте формат телефонных номеров, номеров кредитных карточек и проч. Ведь очень просто запрограммировать компьютер, чтобы он сам удалял лишние скобки и пробелы в номерах. Это особенно важно в случаях с пожилыми людьми, когда сайты требуют от них данные в непривычном для них формате. Зачем терять заказ только из-за того, что покупатель предпочитает красиво группировать цифры по четыре в номере своей кредитной карточки, а не вводить их сплошным потоком из 14 цифр?

Формы, нарушающие правила интернационализации, вызывали множество нареканий у зарубежных пользователей. Если на вашем сайте ввод канадского почтового индекса приводит к ошибке, не удивляйтесь, что у вас не так уж много клиентов из Канады.

8. Отсутствие контактной информации или прочей информации о компании

Несмотря на то, что сейчас в качестве контактной информации чаще всего спрашивают номер телефона и адрес электронной почты, наличие обычного почтового адреса на сайте может оказаться намного более важным, чем номер телефона и емейл, так как это один из признаков, по которому посетители формируют уровень доверия к вам. Кто из вас готов доверить свои деньги компании, которая скрывает адрес, где она находится?

9. Макеты страниц с фиксированной шириной

Здесь жалобы делились на две категории:
На больших мониторах с веб-сайтами было неудобно работать, так как они не становились шире на широком окне. И наоборот, если пользователя был маленький монитор, а страница не была "резиновой" по ширине, появлялся невыносимая полоса горизонтальной прокрутки
Правая часть фиксированной страницы оказывалась обрезанной. Это особенно раздражало европейцев, которые используют более узкий формат бумаги (А4), чем тот, что используется в США

Здесь мы также напомним о размерах текста. Предположим, что ваш сайт не допустил ошибку №1 и вы не зафиксировали размер шрифта. Пользователи с большими мониторами непременно увеличат шрифт. Однако, если они также увеличат размеры окна, чтобы более крупный текст удобнее читался в контексте сайта, ваш фиксированный макет останется прежним и пользователи останутся недовольными.

Самое худшее что вы можете сделать, это намертво зафиксировать и ширину и высоту окна при выводе информации в всплывающем окне. Всплывающие окна сами по себе ошибка природы, но если вам приходится ими пользоваться, не заставляйте своих посетителей читать текст в окне в окошке размером с замочную скважину. Как минимум позвольте пользователям менять размер любого нового окна, которое вы для них создаете.

10. Неверное увеличение фотографии

Согласно результатам исследований на 10-ом месте должны были быть всплывающие окна, но я о них уже и так много писал (например совсем недавно они занимали первое место в списке самых ненавистных методов рекламы). Вместо этого, хочу обратить внимание на одну проблему, получившую меньшее количество голосов, и все же не менее важную.

Одно из самых проверенных правил юзабилити коммерческих сайтов требует предоставить покупателю возможность увеличить фотографию товара, чтобы его можно было получше рассмотреть. Осмотр мелочей или оценка текстуры товара убедит покупателя в том, что этот товар можно покупать на данном сайте.

Приятно видеть, что большинство сайтов подчиняются этому правилу и предлагают увеличенные фотографии товаров, которые чаще всего скрываются под иконкой с изображением лупы. Но многие сайты реализуют эту функцию неправильно.

Хуже всего, когда пользователь, щелкая по кнопке "увеличить фотографию", видит ту же самую фотографию. Элементы, которые ничего не делают, всегда являются ошибкой. Такие ссылки и кнопки зря занимают место, зря тратят время пользователя и путают пользователя: "Что случилось? Я что-то не так сделал?"

Другую почти такую же грубую ошибку совершают сайты, которые увеличивают фотографию лишь на долю процента. Если уж посетитель попросил большую фотографию, так и дайте ему большую фотографию. Лучше всего если эта фотография будет по размерам совпадать с наиболее распространенными размерами экрана у ваших пользователей (1024х768 для коммерческих сайтов типа B2C). В других случаях даже этого недостаточно, и тогда посетителю следует предложить несколько небольших снимков в укрупненными деталями, чтобы ему не пришлось для этого прокручивать вверх-вниз большую фотографию.

Да, на начальной странице должны быть маленькие фотографии, чтобы дизайн был опрятным. Да, всегда надо помнить о скорости скачивания и "весе" страницы. Даже в наш век скоростного Интернета медленная скорость закачки фигурирует в списке ошибок веб-дизайна под номером 15. Но, когда пользователи явно просят показать им большую фотографию, они явно согласны подождать, пока она загрузится... за исключением лишь тех случаев, когда вопреки ожиданиям они получаю фотографию среднего размера, на которой не видны мелочи, позволяющие принять решение о покупке.

Назад к основам веб-дизайна

Список ошибок ясно показывает, что нам следует вернуться к основам веб-дизайна. Сейчас в списках рассылки, на веб-сайтах и конференциях ведется множество разговоров о новых функциях в "Web 2.0". Но пользователей не интересуют новые технологии, в особенности их не интересуют новые функции. Они просто хотят улучшения элементарных элементов Web-а:
чтобы текст было удобно читать;
чтобы контент страниц отвечал на заданный вопрос;
чтобы навигация и поиск помогали им находить то, что им нужно;
чтобы формы были проще и короче (быстрая регистрация, быстрый расчет за покупки и проч.); и
чтобы не было ошибок, опечаток, искаженных данных, сломанных ссылок, устаревшего контента;

Всякий раз, когда вас подмывает добавить новую функцию или новейшую технологию на свой веб-сайт, подумайте, не получите ли вы большую отдачу от сайта, если доведете до блеска качество уже того, что у вас есть. Большинство компаний, коммерческих сайтов, правительственных и неправительственных организаций получили бы большую отдачу от веб-сайта, если бы, например, научились писать лучшие заголовки для своих статей, чем от внедрения новой технологии на сайте (разумеется, за исключением более совершенного поискового механизма).

Еще статьи на тему: Веб дизайн

<<Предыдущая сатья | Следующая сатья>>

S-PRO студия веб дизайна

 

Hosted by uCoz